Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Пт окт 31, 2014 1:23 am

Наверное, нет более изъезженной темы.
Которая на шумных форумах быстро съезжает в пустую болтовню. )))
Но хотелось бы спокойно и пошагово разбираться в этом клубке: зависимость качества звучания связки АС-УМЗЧ от тех параметров, которые можно измерить.

Для начала попробую выделить достоверно установленные факты (прошу править и дополнять).

1. Заметность гармоник пропорциональна квадрату её номера.
2. Качество звучания всегда выше, если спектр гармоник усилителя равномерно спадающий, с разницей между соседними 10 дБ или больше.
3. Введение ОООС, как правило, расширяет спектр гармоник, уменьшает искажения низкого порядка и мало меняет или даже увеличивает высокого. То же касается и охвата динамика ЭМОС.
4. У безОООС-ных усилителей есть отдельное преимущество - мягкий, малозаметный клиппинг. Эти усилители можно эксплуатировать без запаса по пиковой мощности.
5. Динамики идеально работают в режиме токового управления, но разрабатываются под управление источниками напряжения. Ламповые усилители в этом плане "золотая середина" - имеют выходное сопротивление, сравнимое с сопротивлением АС. Что позволяет заметно улучшить работу самих динамиков.
6. Самым линейным усилительным элементом является ламповый триод и транзисторы с аналогичной "триодной" характеристикой.
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Пт окт 31, 2014 1:54 am

Тогда расширим пункт 6 дополнением:
"псевдотриод и триод примерно равны по линейности, прямонакальные триоды из-за своих конструктивных особенностей, как правило немного линейнее косвеннонакальных".
Этой конструктивной особенностью, по видимому, является эффект насыщения тока катода "прямонакалов" при приближении к его максимуму для данной лампы.

Добавляем пункт 7.

На суд публики спорный пункт 8:
"Интермодуляция вреднее и заметней гармонических искажений, особенно когда она высокого порядка. Усилители, имеющие интермодуляцию ниже уровня гармонических искажений, имеют лучшее качество звука, при прочих равных условиях "
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Пт окт 31, 2014 2:16 am

Такой же неоднозначновоспринимаемый пункт 10:
"Идеально, когда звук излучается точечным, ненаправленным источником. Звук от разнесённых одинаковых источников одного и того же канала, или от широкополосного излучателя большой площади ухудшается из-за эффекта интерференции. "

Оспорю большую разницу псевдотриодов и триодов на примере 6С2С и 6С5С. Лампы равнозначны и взаимозаменяемы, вторая из них конструктивно - псевдотриод. Кроме загадочной 6С5М, которая есть "чистый" триод, конструктивно совершенно не похожа ни на 6С5С, ни на 6С2С, но... имеет тютелька-в-тютельку такие же параметры, как и две предыдущие!


Подразумевается, что мы ищем верное и правильное звучание.
Последний раз редактировалось Svjatoslav Пт окт 31, 2014 2:32 am, всего редактировалось 7 раз(а).
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Пт окт 31, 2014 2:27 am

Очень интересно посмотреть спектры 6С2С и её "конкурентки с экраном" - 6С5С в одинаковых режимах.
6С5М попадала под измерения?
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Пт окт 31, 2014 10:46 am

RadioSvit писал(а):Попадался малгаб от 6С2С . Одлнозначно хуже чем нормальная стеклянная .

А что за малгаб 6С2С? Внутренности аналогичны обычной 6С2С?

По измерениям 6С2С/6С5С - испытывались единичные экземпляры, или это отражение некоторой статистики?
"Альфа" для обеих ламп была разной?
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Пт окт 31, 2014 3:06 pm

viewtopic.php?f=76&t=530
Понятно - корень причины не в низкой линейности псевдотриода 6С5С и совершенно другой конструктивно 6С5М как таковой, а в ранних сеточных токах этих ламп. Которых разработчики нагрузили работой и на части ВЧ диапазона. ))))

У меня с 6С5С проблем не возникло. Не измерял каскад отдельно, но заметной разницы с 6С2С "на слух" не уловил.
На аноде 140 В, входная переменка 1,1 В, смещение 4В, ток 5 мА. Коэффициент усиления не выше 10.
Катодный резистор 750 Ом не зашунтирован по звуковым частотам, только небольшая ёмкость, для "прямой" ВЧ коррекции (0,0068 мкФ). Общее, "жирное" анодное питание 430 В безжалостно "порезано" грубым делителем.

Что характерно, по Гурлеву, стр 282-283: "во всех случаях применения триод 6С5С можно заменить пентодом 6Ж7 в триодном включении. Параметры 6Ж7 в триодном включении аналогичны параметрам 6С5С".
А сам этот пентод в родном пентодном включении имеет совершенно "триодный" спектр гармоник.
Столкнулся с точно такой же приятной неожиданностью при работе со сверхлинейным "пентодом" ГТ404Г в качестве драйвера.

Из чего напрашивается сам собой вывод, что всё гораздо более индивидуально, чем просто оценка линейности по типу ВАХ, пентодной или триодной.
Влияет на общую линейность и обустройство пары драйвер/выход приборами имеющими монотонно "сжимающуюся" и так же "расширяющуюся" ВАХ , для взаимной компенсации нелинейности.
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Пт окт 31, 2014 3:25 pm

viewtopic.php?f=76&t=530
Понятно - корень причины не в низкой линейности псевдотриода 6С5С и совершенно другой конструктивно 6С5М как таковых, а в ранних сеточных токах этих ламп. Которых разработчики нагрузили работой и на части ВЧ диапазона. ))))

У меня с 6С5С проблем не возникло. Не измерял каскад отдельно, но заметной разницы с 6С2С "на слух" не уловил.
На аноде 140 В, входная переменка 1,1 В, смещение 4В, ток 5 мА. Коэффициент усиления не выше 10.
Катодный резистор 750 Ом не зашунтирован по звуковым частотам, только небольшая ёмкость (0,0068 мкФ), для "прямой" ВЧ коррекции "по Кондо", кстати, очень рекомендую это изящное решение. Общее, "жирное" анодное питание 430 В безжалостно "порезано" грубым делителем-фильтром.

Что характерно, по Гурлеву, стр 282-283: "во всех случаях применения триод 6С5С можно заменить пентодом 6Ж7 в триодном включении. Параметры 6Ж7 в триодном включении аналогичны параметрам 6С5С".
А сам этот пентод в родном пентодном включении имеет совершенно "триодный" спектр гармоник (!!!).
Столкнулся с точно такой же приятной неожиданностью при работе со сверхлинейным "пентодом" ГТ404Г в качестве драйвера.

Из чего напрашивается сам собой вывод, что всё гораздо более индивидуально, чем просто оценка линейности по типу ВАХ, пентодной или триодной.
И это ещё один установленный факт. Факт №11.
Влияет на общую линейность и обустройство пары драйвер/выход приборами имеющими монотонно "сжимающуюся" и так же "расширяющуюся" ВАХ , для взаимной компенсации нелинейности.
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Сб ноя 01, 2014 11:10 am

Использую простой резистивный каскад по схеме с общим катодом) там где ему и место - в первом каскаде, в каскадах с небольшими напряжениями на входе/выходе (вольты и доли вольта). И то только с местной ООС. )))
Также в резистивных каскадах с высоким питающим напряжением (430-600 В) но уже по схеме с общим анодом, или по схеме дифкаскада с ГСТ в катодах.
На желание твёрдо и серьёзно устаканить пункт 11 навело не только поведение 6Ж7, но и работа с германием. Которая привела к такому же очень неожиданному результату.
Интересно было бы опробовать мало применяемый каскад с общей сеткой для усилителя напряжения с предельно большим размахом на выходе. Как альтернатива пентодам. С разным видом нагрузки, от резистивной с большим питанием, до разных видов ГСТ. Каскад будет иметь самую широкую полосу при большом усилении, устранится один недостаток ламп типа 6Н9С/6Н2П. Его можно сделать и "трёхэтажным". Главное - спектр искажений, полоса, и максимальный размах на выходе. ВАХ будет пентодная, но как распределятся искажения, с разными лампами, уже неясно.
На входные/выходные/межкаскадные трансы имею аллергию. ))))
Безэлектролитный бета-повторитель освоил, он здорово выручил при доводке схемы однотактника на выходной 6Ф6С. Без этого решения первым сигнал ограничивал драйвер, что недопустимо.
.......................................
Пункт 12. Очень важный, и как бы плавно вытекающий из Шкритека, приложения А10 в его книге. Чётные искажения (вторая гармоника) растут примерно прямо пропорционально, а нечётные (третья), если они генерируются прибором - пропорционально квадрату входного напряжения. Пусть этот пункт и относится к "слабому возбуждению" идеализированных приборов, но за один из принципов "линейного" проектирования каскадов может быть взят.
Как бы подтверждают этот пункт и здешние результаты измерения Кг ламп с разным уровнем выходного напряжения. Не только влияние захода в сеточные токи может быть причиной роста 3-5-7 и 9 номера.
.......................................
Зачем вообще все эти пукнты, и эта тема вообще - самое хреновое, когда мы сами себе устанавливаем шоры на глаза, не видим очевидных вещей и находимся в плену чужих штампов и заблуждений. Это наш инструмент прорезать шоры. ))))
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение MAN » Сб ноя 01, 2014 1:20 pm

1. Заметность гармоник пропорциональна квадрату её номера.

Это выражение так часто используется,что стало почти аксиомой.Я считаю,что это не правильно.
Исходным есть кривая частотной чувствительности уха и диапазон частот.Есть зона повышеной чувствительности-2-5 кГц и две пониженой-это ниже 200Гц и выше 10 кГц.(цифры условные).Когда мы слушаем, ухо не считает гармоники и не возносит их в квадрат.В зависимости в какую зону чувствительности уха попадает гармоника меняется ее громкость.
Например.Частота 5 кГц.Вторая гармоника 10 кГц.Чувствительность уха тут ниже на 10 дБ,соответственно и громкость(восприятие) ее будет ниже на 10 дБ от истинной.Третья гармоника 15 кГц.Чувствительность уха на 15дБ ниже.Это у молодого,а я выше 12 кГц уже вообще ничего не услышу.Все остальные гармоники уже и молодой не услышит.
Если частота 1 кГц,то ее гармоники-2,3 кГц попадают в зону повышеной чувствительности и будут звучать до 10 дБ громче,чем они есть на самом деле.Может быть поэтому искажения измеряют на этой частоте.

Если на пальцах, то возьмем прямоугольный сигнал частотой 100Гц.Фурье говорит,что он состоит из нечетных гармоник(100,300,500Гц и.т.д.)Уровень этих гармник обрано пропорционален номеру,т.е.300 Гц -1/3 от 100 Гц,а 500 Гц-1/5...1100 Гц соответственно 1/11.
Если следовать логике п.1,то чувствительность уха к одиннадцатой гармонике в 121 раз выше,чем к первой (11 в квадрате).Громкость ее была б 121*1/11 = 11 раз выше первой гармоники.Т.Е. мы бы слышали высокочастотный писк,а на самом деле мы слышим,хоть сильноискаженные,но 100 Гц.
MAN
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Ср окт 19, 2011 11:26 pm

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение Svjatoslav » Вс ноя 02, 2014 11:56 am

RadioSvit писал(а):...Самый первый враг высококачественного звука - наличие четных гармоник . И чем выше их номер тем они заметнее даже при ничтожном уровне...

Чётных?
MAN писал(а):1. Заметность гармоник пропорциональна квадрату её номера.

Это выражение так часто используется,что стало почти аксиомой.Я считаю,что это не правильно...

Но это твёрдо установленный факт.
Наверное, правильно, что как минимум измеряют если не весь спектр Кг, то его значение на частоте 1 кГц.
Выходит так, что все высшие номера плодятся на этой частоте, и ниже по диапазону. Значит, этот участок (16-1000 Гц) должен быть особо линейным.
Svjatoslav
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: Сб дек 14, 2013 10:21 am

Re: Качество звука, зависимость от объективных параметров.

Сообщение MAN » Вс ноя 02, 2014 7:58 pm

Хотелось бы фразу о заметности гармоник подтвердить ссылкой на что то серьезное.
MAN
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: Ср окт 19, 2011 11:26 pm


Вернуться в Беседы о его величестве ЗВУКЕ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron